АИС термины
Написано 15 мая 2010
Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.

Система Элементы системы Главная цель системы
Фирма Люди, оборудование, материалы, здания и др. Производство товаров
Компьютер Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др. Обработка данных
Телекоммуникационная система Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др. Передача информации
Информационная система Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение Производство профессиональной информации
 

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

АИС - это человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированную подготовку, поиск и обработку информации в рамках интегрированных сетевых, компьютерных и коммуникационных технологий для оптимизации экономической и другой деятельности в различных сферах управления.

Классифицировать АС можно:
По уровню:
- О ГАС;
- АСУ Отрасли;
- АСУ Производства;
- АСУ Цеха;
- АСУ Участка;
- АСУ ТП (технологического процесса).
По типу принимаемого решения:
- Информационно-справочные системы, которые просто сообщают информацию ("экспресс", "сирена", "09");
- Информационно-советующая (справочная) система, представляет варианты и оценки по различным критериям этих вариантов;
- Информационно-управляющая система, выходной результат не совет, а управляющее воздействие на объект.
По типу производства:
- АСУ с дискретно-непрерывным производством;
- АСУс дискретным производством;
- АСУс непрерывным производством.
По назначению:
- Военные АСУ;
- Экономические системы (предприятия, конторы, управляющие властные структуры); Информационно-поисковые системы.
- По областям человеческой деятельности:
- Медицинские системы;
- Экологические системы;
- Системы телефонной связи.
По типу применяемых вычислительных машин:
- Цифровые вычислительные машины (ЦВМ);
- БВМ;
- Средние;
- Миниэвм, др.

Жизненный цикл (ЖЦ) - Это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания ИС и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.

Структура ЖЦ:
- основные процессы ЖЦ (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);
- вспомогательные процессы (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, аттестация, аудит, решение проблем);
- организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, улучшение самого ЖЦ, обучение).

Каскадный способ - разбиение всей разработки на этапы, причем переход с одного этапа на следующий происходит только после того, как будет полностью завершена работа на текущем.
Положительные стороны применения каскадного подхода:
- на каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности;
- выполняемые в логичной последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.

Основным недостатком каскадного подхода является существенное запаздывание с получением результатов. Модели автоматизируемого объекта могут устареть одновременно с их утверждением.

В спиральной модели ЖЦ, делается упор на начальные этапы ЖЦ: анализ и проектирование. Реализуемость технических решений проверяется путем создания прототипов.

Каждый виток спирали соответствует созданию нового фрагмента или версии ИС, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка спирали. Один виток спирали при этом представляет собой законченный проектный цикл по типу каскадной схемы.

Однако применение таких методов наряду с быстрым эффектом дает снижение управляемости проектом в целом и стыкуемости различных фрагментов ИС. Основная проблема спирального цикла - определение момента перехода на следующий этап. Переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. План составляется на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков.

Информационное обеспечение (ИО) - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

Цель информационного обеспечения - своевременная выдача необходимой достоверной информации для выработки и принятия управленческих решений.

Hosted by uCoz