Локальные и глобальные переменные.

При создании программ, использующих процедуры, следует учитывать, что все объекты (метки, константы, типы, переменные, процедуры, функции), которые описываются после заголовка процедуры, называются локальными объектами и доступны только в пределах этой процедуры, но недоступны вызывающей программе. Все эти объекты создаются при входе в процедуру и уничтожаются при выходе из нее. Если одно и тоже имя определено в нескольких процедурах, вызываемых одной и той же программой, то в каждой процедуре этому имени соответствует свой локальный объект.
Все объекты, описанные в вызывающей программе, называются глобальными и являются доступными внутри процедур, вызываемых этой программой. Поэтому обмен данными между программой и ею вызываемой процедурой может производиться и через глобальные переменные. Если одно и то же имя определено и в программе, и в вызываемой ею процедуре, то ему соответствует глобальный объект, но внутри процедуры глобальный объект недоступен, он как бы экранируется (маскируется) локальным объектом с таким же именем. В Турбо Паскале допускается любой уровень вложенности процедур и функций. Процедура, описанная в основной программе, в свою очередь, может иметь описания внутренних процедур и функций и т.д. При этом объекты, описанные в вызывающей процедуре, являются глобальными по отношению к вызываемой процедуре.
Можно схематически изобразить структуру блоков некоторой Паскаль-программы
Для доступа к объектам, описанным в различных блоках, требуется соблюдение следующих правил:
- имена объектов, описанных в некотором блоке, считаются известными в пределах данного блока, включая и все сложные блоки.
- имена объектов, описанных в блоке, должны быть уникальны в пределах данного блока и могут совпадать с именами объектов из других блоков.
- если в некотором блоке описан объект, имя которого совпадает с именем объекта описанного в объемлющем блоке, то это последнее имя становится недоступным в данном блоке (оно как бы экранируется одноименным объектом данного блока).
Если применить эти правила к приведенной схеме, можно сказать, что объекты, описанные в блоке В, известны (видимы) кроме самого блока В еще и в блоках С и D, но невидимы в блоке А. Объекты, описанные в блоке F, известны только в пределах этого блока.
Например:
Program Exampl;
  Procedure P;
    Procedure A;
    Var j : integer; {локальная переменная j, является глобальной по отношению к процедуре В}
    Procedure B;
Var j : integer; { локальная переменная j, экранирует глобальную переменную j, описанную в вызывающей процедуре А}
    Begin
      Writeln (j);
    End;
    Begin J:=1;
      B; {вызов процедуры В}
    End;
    Begin
      A; {вызов процедуры А}
  End.
Иногда при вызове подпрограмм-функций возникают побочные эффекты, выражающиеся в том, что вносят нежелательные изменения в значения глобальных переменных. Поэтому будьте внимательны при описании параметров-переменных, при выборе имен учитывайте наличие глобальных объектов с такими именами.
Hosted by uCoz